Прованс. День 7. Деревни Воклюза и Люберона, карьеры охры и гора Ванту.

Лазурный берег остался позади, мы вернулись в Прованс, который навсегда застыл на картинах художников, остался отпечатан в лове великих авторов. Прованс Доде и Мистраля, Золя и Сезанна, Ван Гога и Паньоля, и прочих, прочих, прочих.
рынок Апта
Охра Руссийона
гора Ванту
Горд
замок Лакост
Мы на горе Ванту

Вот здесь можно путешествовать спокойно недели три-четыре, заглядывая в каждую деревню и, буквально, на каждое поле.
Но, мне надо показать Прованс за несколько дней, чтобы сложилось впечатление о его многообразии, контрастах и, надеюсь, желание туда вернуться. Тут вспомнился разговор с Систероне о китче и не китче. Но этот китч сейчас стал визитной карточкой Прованса благодаря книгам Питера Мейла. И благодаря этому китчу в следующий раз люди едут смотреть уже менее раскрученные места. Поэтому.... сегодня нас ждут знаменитые, мелькавшие в голливудских фильмах деревни Воклюза и Люберона, провансальский рынок и всем известная гора. И это очень красивые места.
Красивый день и начали мы его с еды. Побывать в Провансе и не посетить местный рынок равноценно тому, что в Провансе вы не были. Вообще рынки - важный компонент культуры. Они замечательны по всей Франции, в Италии, они постепенно превращаются в барахолку в Германии, но все же там можно купить региональные продукты, познакомиться с местным колоритом.
Рынки в Провансе, и не только, проводятся в определенных городах и деревнях в определенные дни, и порядок этот не меняется веками.  В некоторых деревнях они побольше, в некоторых поменьше. Нам в чем-то повезло, по срокам и удаленности мы смогли оказаться на рынке в Апте, который собирается по субботам, занимает весь исторический центр и традиция которого насчитывает уже 500 лет.

Апт

И вот утром мы отправились в Апт. Жить мы переехали уже в Авиньон, поэтому до рынка было недалеко.
По дороге - типичный пейзажи, пленившие многих художников. Плантации черешни, винограда, поля с дынями и тыквами, вдали горы Люберона, большого и малого.
Виноградники на фоне малого Люберона
полив полей
 И вот сам Апт. Город древний, интересный, но сейчас совершенно целиком заставленный прилавками с бойкими торговцами, поэтому самого города не видно. А посмотреть здесь есть что: церковь святой Анны с мощами матери Богородицы, узкие средневековые улочки, провансальские колокольни, музеи местных засахаренных фруктов и не только.
Колокольня Апта
Рынок занимает весь старый город
Рынок на старых улочках
Но, у нас рынок. Всякая приятная всячина. На ужин, на пикник, домой в подарок.
на рынке Апта
На рынке Апта
Хлеб винодела - самый вкусный провансальский хлеб (на мой взгляд)
Букеты лаванды
местная кавайонсая дыня
Кстати, по этой дыне мы определяли ценовую политику в том или ином городе или на том или ином рынке. Разброс было от полутора до четырех с половиной евро за штуку. Самые дорогие дыни были в Каннах, самые дешевые здесь, в Апте, мы сторговали их по 1 евро штуку (за опт).
Сушеные помидоры
чеснок
Тыковки
Мы честно сделали попытку вкусить духовной пищи в Апте, зашли в церковь святой Анны. Там шел концерт детишек, поэтому смогли только посмотреть на барочную часовню, где хранятся мощи, и выйти.
Церковь святой Анны

Руссийон

Карьеры охры располагаются здесь между Рюстрелем и Руссийоном. Охру уже не добывают, а в карьерах обустроили прогулочные тропы для туристов.
Мы посетили Руссийон - единственную окрашенную охрой деревню и карьер возле нее, где за 2.50 евро можно полюбоваться на все оттенки розового и желтого.
Провансальские дороги среди платанов
Руссийон деревушка небольшая, расположена она, как и все деревни здесь, на вершине холма.
Панорама Руссийона
Дома выкрашены разными оттенками охры, что дарит праздничную, солнечную нотку в любую погоду.
Руссийон
Керамика здесь везде
 Центральная часть, практически на вершине холма - главная площадь с мэрией и колокольней. На площади много ресторанов, все они с великолепными видами на окрестности с террас, соответствующими ценами, но меню дня можно найти по относительно сходной цене. Это если вы окажетесь здесь в полдень.
Городская колокольня и стена
У нас в планах была еда с рынка, поэтому мы просто гуляли.
Одна из достопримечательностей - старинная виноградная лоза
Арка колокольни
Церковь Руссийона
Творчество. Вот, что сейчас модно делать со старыми материнскими платами.
 После деревушки отправились мы в карьер. Как ни странно, там было мало народа, гуляли почти одни. Если в Рюстреле туристический парк охры называется "провансальский Колорадо", то здесь просто "Дорога охры". Если их сравнивать, то это совершенно разные парки, мне нравятся оба.
Дорога охры
дорога охры
Здесь есть два маршрута, мы прошли по короткому, что мы решили общим голосованием.

Область Со и гора Ванту

Помните, когда я рассказывала про лавандин, встреченный нами по дороге в Вердонское ущелье, я сказала, что лаванда другая и растет она повыше, в районе города Со. Вот туда мы и отправились, мимо черешневых и оливковых рощ, чтобы выехать на дорогу на гору Ванту.
Черешни и оливы - кормилицы региона
В горах лаванда даже цвела. Небольшие кустики той самой горной лаванды. Цвет немного темнее, мельче, но и полезнее и ценнее.
Горная лаванда
Вид на гору Ванту - лысую гору Прованса

По дороге к Со мы устроили свой пикник. С вот таким видом, ничуть не хуже, чем в гастрономических ресторанах деревень. Провансальские паштеты, свежайший хлеб, на десерт местная дыня. Было вкусно и здорово.
Панорама долины Со
Добрались мы до Со, который по-французски пишется вот так:
Со
Со - тоже симпатичный городок на вершине холма, достойный остановки на часок-другой, но мы, если честно, очень спешили на гору.
Со
Район вокруг Со называют одной из основных лавандовых плантаций Прованса. Здесь высоко, хороший климат для горной лаванды, которая хоть на пару градусов, но предпочитает попрохладнее, чем внизу, где как раз растет устойчивый к жаре лавандин.
Лавандовые поля.
Когда едешь, куда ни посмотришь, везде ровные бороздки кустиков лаванды, перемежающиеся с фермами, которые своей рекламой зазывают покупать лавандовые продукты: масло, мед, букеты, отдушки, цветочные воды, ликер и много всякого разного.
Дорога на Ванту
Чем ближе к Ванту, тем больше любителей погонять. Это и велосипедисты, которые из последних сил взбираются на гору, и спортивные машины, и мотоциклисты, гоняющие по серпантинам. Поедете - осторожнее на виражах, никогда не знаешь, кого встретишь.
Гонщики
Дождь, почти среди ясного неба
По мере приближения к вершине пошел дождь, да такими крупными каплями, что мы испугались града. Но туча зависла на одном месте и на самой вершине дождя не было.
Впереди - вершина Ванту
Название горы, Ventoux - обдуваемая ветрами. Вот так там и есть наверху. Ветра, прохладно и жуть как красиво!
На вершине горы
Если бы добравшиеся не заклеили, то мы бы прочитали, что гора Ванту высотой 1912 метров.
Вершина
На вершине находится обсерватория.
Обсерватория
Дорога на Ванту и вниз используется в качестве участка гонки Тур де Франс. Хотя и без гонки тут много велосипедистов. В этот раз я заметила одного, лет сорока, который примерно в километре от вершины еле ехал и плакал, причем в голос: сил уже не было. Дорога очень сложная и тяжелая.
На вершине есть кафе, где подают очень неплохой кофе, опять же, с замечательным видом. После кофепаузы мы смело направились в низ, с остановками.
Спустились мы через Малосен, с той стороны, где видны хорошо горы с очень красивым названием: Монмирайское кружево, по французски Дантель де Монмирай. Здесь главный виноградарский регион Воклюза. Недалеко деревня Жигонда, где растет одноименный сорт, плюс еще мускат Ванту.
Дантель де Монмирай
Виноградники

Горд

По долинам и по взгорьям добрались мы до Горда, ставшего популярным благодаря художнику Виктору Васарели выкупившему замок под выставку своих работ. Это венгр по рождению и француз по душе очень много сделал для города: замок был отреставрирован, туристы потекли рекой. Надо отметить, что не только он выделял Горд. Андре Лоте, Марк Шагал не раз писали живописный город на холме.
Горд - самый известный город Воклюза. Причем не столько любителям современной живописи, сколько любителям кино. Несколько лет назад он засветился в фильме Ридли Скотта "Хороший год", где главные роли исполнили Рассел Кроу и Марийон Котийяр.
Памятник павшим в центре кругового перекреста
Часовня, давно ставшая выставочным залом

В переулках Горда
Очарование Горда

Вид на окрестности
Сцена из фильма "Хороший год"

Замок Горда
Красавец-Горд на холме

Недалеко от Горда находится много и других красивых небольших городов и деревень, которые, несомненно, стоили бы нашего внимания. Я выбрала Лакост, чтобы посмотреть на замок Кардена/де Сада. Посмотреть можно снаружи, потому что он закрыт для посещения, видно как он восстановлен, и опять же, сказочная панорама на окрестности
Замок Лакост - хозяином в 18 веке был маркиз де Сад
Вид от замка на деревню Боннье - главный рождественский город региона
Памятник маркизу у замка
Хорошо восстановленная руина. сейчас здесь иногда живут и проводят художественные фестивали

Приближение грозы
Идея Кардена
Закат хорошего дня

Что почитать:

Рынки Прованса: где искать и когда ехать.