Мини-путеводитель по Кольмару. Один день в городе.

67 260 жителей 
Крупнейший центр на дороге вин Эльзаса,  настоящий гастрономический рай, гениальные произведения искусства в музеях и под открытым небом, каналы, фонтаны, фахверковые домики, украшенные геранью, - все это Кольмар, без сомнения, главный город на дороге вин Эльзаса.
На улицах Кольмара

Немного истории


Название города произошло от слова "голубятня", что в 823 году звучало как "Колумбориум" и упоминается в летописях в связи с императором Людовиком Благочестивым, часто останавливавшимся здесь во время поездок по своим обширным землям. 
Известно, что к рубежу первого тысячелетия здесь стояла церковь на месте современного храма святого Мартина, а в начале 12 века произошел большой пожар. 
В начале 13 века император Фридрих 2, внук Барбароссы, предоставил городу права имперского торгового города. В это же время сюда приходят основные монашеские ордены: францисканцы, доминиканцы и августинцы и начинают строить свои церкви. 
Набережная Пуассоньер
В середине 13 века богатый город и земли вокруг пытался присвоить себе епископ Страсбурга, но потерпел поражение благодаря храброму сыну кожевенника Рессельману, а в конце 13 века город приобрел статус свободного имперского города с правом вершить суд. В 14 веке Кольмар становится участником лиги городов Эльзаса, так называемой Декаполии, которая объединила 10 крупнейших торговых городов в союз, нацеленный на оборону от внешнего врага и решения споров внутри. Город стал печатать свою монету.
В 15 веке везение закончилось. Сначала разразилась чума, потом город с частью Эльзаса отдали в залог герцогу Бургундскому (немецкий император срочно нуждался в деньгах). Бургундцы прислали такого жестокого наместника Пьера де Хагенбаха, что эльзасцы сами старались как можно быстрее выплатить долг, а когда он пытался остаться, его пленили и отрубили голову, а меч до сих пор храниться в музее Унтерлинден. 
Фонтан Рессельмана
В 16 веке настает время Реформации, которой не с первого раза удалось закрепиться в городе. А в 17 веке Кольмару не удалось избежать разрушений и ужасов Тридцатилетней войны. После ее окончания по договору часть территории Эльзаса была передана Франции, но город еще несколько раз пытался вернуться в империю и получить обратно свои права свободного города. После одной из таких попыток городские укрепления были разрушены, а Людовик 14 лично приехал посмотреть на поверженный город. Когда вновь пришли немцы в конце 19 века более 3000 жителей предпочли уехать во Францию, поскольку такое право было им предоставлено. 
Вид на коллегиальную церковь
Как бы то ни было, все эти исторические "загогулины" оставили свой след на образе города, который смело можно причислить к музеям под открытым небом.

Прогулка по Кольмару


Обычно знакомство с Кольмаром начинается с площади у музея Унтерлинден: недалеко находится турофис, где можно раздобыть карты и материалы, и большая парковка, где можно оставить машину. 
Музей Унтерлинден, буквально "под липами". Раньше здесь размещался монастырь (с 13 века), который в Революцию был распущен, и с 1848 года помещения отданы под музей. В музее достаточно большая коллекция, тем более, что в январе 2016 его после реставрации торжественно открыл сам Президент Франции Франсуа Олланд. Здесь собрано все от каменного века до современности. Обратить внимание стоит на замечательное готическое здание, собрание средневекового искусства (полотна Кранаха Старшего, Гольбейна Старшего, Шонгауэра), гобелены, витражи. В бывшей часовне размещен главный шедевр - Изенгеймский алтарь, созданный мэтром Маттиасом Грюневальдом для монастыря антонитов в Изенгейме. Створчатый алтарь, или складень, состоит из 24 панно, рассказывающих Страсти христовы и историю святого Антония, покровителя монастыря, где лечили больных "антоновым огнем" (распространенная в то время болезнь, связанная с отравлением спорынью, что приводило к галлюцинациям и гангрене). 
Изенгеймский алтарь. Фото из интернета.
Часть музея посвящена истории города, тут как раз можно увидеть знаменитый меч, которым палач Кольмара отсек голову Хагенбаху, а так же реконструкции некоторых исторических помещений.
И еще одна интересная часть - живопись 20 века, где представлены Ренуар, Пикассо, Николя де Сталь (Полякофф).
Дом с головами
Недалеко от музея находится самый красивый дом Кольмара, построенный с стиле Возрождения: дом с головами. Название свое он получил по 106 гротескным маскам, украшающим фасад. Дом был построен в 1609 году по заказу купца Антона Бургера, украшен трехэтажным эркером и внушительным фронтоном. С середины 17 века дом переходил из рук в руки, пока в конце 19 века здесь не расположилась винная биржа, созданная для продвижения эльзасских вин. По ее заказу уроженец города Огюст Бартольди выполнил металлическую фигуру винодела, украшающую здание. Здесь же разместили ресторан, предлагающий местную кухню. Биржа со временем дом покинула, ресторан остался. 
Дом с головами
Церковь доминиканцев - еще один знаковый маршрут в Кольмаре. Строительство началось в конце 13 века, продолжалось несколько десятков лет. В результате появился один из самых красивых храмов, принадлежащих нищенствующему ордену в Священной римской империи германской нации. Не ищите здесь высокую башню: она не положена смиренным нищенским орденам. Зато церковь может похвастать настоящими шедеврами, часть из них сейчас в музее Унтерлинден (алтарь Шонгауэра), а главное произведение, "Мадонна в розовом кусте", выставляется здесь. 
Мартин Шонгауэр. Мадонна в розовом кусте. Фото из интернета.
Рядом через несколько домов находится еще один храм: коллегиальная церковь святого Мартина, которую в городе любовно называют "мюнстер", то есть собор. Действительно, построенная в 13-14 веках церковь была целых 12 лет (1790-1801) собором. С приходом в город Реформации именно здесь разместилась церковь протестантов. Церковь прекрасна внешне, с ее аркбутанами и башнями. 
Церковь святого Мартина
Буквально в паре шагов отсюда находится музей Огюста Бартольди. Знаменитый на весь мир скульптор родился и жил в Кольмаре. Здесь можно посмотреть на макеты его произведений (значительное число их можно увидеть и гуляя по городу), и, конечно, на макет самой знаменитой работы: Свободы, освещающей мир. 
Музей Бартольди
Здесь же рядом еще один красивый дом, оспаривающий это звание у дома с головами. Это дом Пфистер, названный так по фамилии владельца конца 19 века. Само же здание в готическом стиле было построено в 1537 году шляпником из Безансона, разбогатевшем не только на торговле, но и на доходах от доли в серебряных рудниках недалеко от родного города. И все же, по финансовым соображениям ему пришлось продать дом новому владельцу, торговцу шелком из Савойи, Клоду Сизану, который и заказал работы по художественному оформлению дома, свойственному эпохе Возрождения: фасад украшен библейскими и светскими сюжетами, портретами императоров 16 века и евангелистами. Башенки украшают угловой эркер и башню-лестницу. 
Дом Пфистер
Один из самых импозантных архитектурных памятников города - здание бывшей таможни. По-эльзасски оно еще носит название "Койфхюс" - символ экономической мощи Кольмара конца 15 века. Здесь когда-то располагалась таможня, где взимали пошлину за товары, которые привозили водным путем в Кольмар, тут же были склады, а на втором этаже размещался зал, в котором собирались представители Декаполии, для обсуждения важных вопросов. Тут же располагался и магистрат. Рядом располагались и другие здания, которые можно причислить к "деловому центру" средневекового Кольмара: монетный двор, скотобойня, недалеко отсюда рынок. 
Бывшая таможня
Напротив бывшей таможни стоит фонтан работы Бартольди. Это дань уважения барону Швенди, который по легенде привез в Эльзас в 16 веке из Венгрии виноградную лозу сорта Токай. Говорят, это сказка, потому что это просто пино гри, иногда называемый элзасским токаем.
Фонтан Швенди
Кольмар часто сравнивают с Венецией: город стоит на двух реках, а через исторический центр протекает еще и ручей, раньше использовавшийся для мельниц. Как раз у этого ручья за старой таможней начинается самый знаменитый квартал старого Кольмара: "маленькая Венеция".   Здесь, кстати, не все так просто. Около таможни располагался квартал кожевенников, которым вода в канале и в реке нужна была для мытья шкур, которые потом сушили на чердаках высоких домов. Обратите внимание на то, что чердачный этаж самый высокий: как раз из-за шкур. Так что сначала это квартал Кожевенников. 
Вид на район кожевенников
Там, где раньше располагался городской рынок, куда свозили с окрестностей овощи, фрукты и рыбу, на месте впадения ручья в реку Лаух, сейчас стоит крытый рынок конца 19 века. В то время такие конструкции появляются по всей Франции. И отсюда начинается набережная Пуассоньер (то есть набережная рыбацкая). Как это ни странно звучит, но до начала 20 века Кольмар был городом рыбаков, которые привозили сюда рыбу, пойманную в реке, хранили и продавали ее тут же. Здесь же проживали и лодочники, которые занимались транспортировкой товаров по реке. 
Крытый рынок и набережная Пуассоньер
И вот только когда мы видим, что дорога пропала и дома стоят по обе стороны Лауха, то тут мы попадаем в "Венецию". На самом деле, это район Крютно (Крутенау), где когда-то жили крестьяне, выращивали овощи и фрукты, которыми снабжали город, и, конечно, возделывали виноградники. 
Маленькая Венеция
Возвращаясь в старый город из "маленькой Венеции", мы опять видим творение Бартольди: на этот раз фонтан Рессельмана, сына кожевника, спасшего город от возможного попадания в зависимость от епископа Страсбурга в 13 веке. 
На улицах Кольмара
Говоря о работах главного скульптора Кольмара, то их тут много. Можно прогуляться в парк на Марсовом поле, где находится статуя генерала Раппа, у музея Унтерлинден стоит памятник Мартину Шонгауэру, который почти всю жизнь прожил в Кольмаре и большая часть его работ написана здесь. А на въезде в город со стороны Страсбурга нас встречает Свобода, освещая путь миру. Знаменитая статуя Свободы, оригинал которой встречает приезжающих в Нью-Йорк и включен ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия, была задумана как подарок Франции Америке и Бартольди выиграл конкурс. 
Статуя Свободы
Работал он долго, с момента получения заказа до открытия памятника прошло 15 лет. И не один: для такой огромной конструкции нужны были знания специалистов, каковым оказался Густав Эйффель. Он отвечал за каркас, на котором держится вся конструкция. По разным источникам моделью для скульптора послужила либо жена, либо мать. Кто бы из них ни был, у свободы лицо женщины Эльзаса. Копия, которая стоит в Кольмаре, была поставлена в 2004 году к столетию со дня смерти автора. Высотой 12 метров, это самая высокая статуя Свободы во Франции, а копий тут достаточно. Я вам ее на карте отметила, она далеко от центра. Там по дороге еще оригинальный памятник пехотинцам, "Красный дьявол", называется.
Памятник пехоте
Есть еще один памятник в городе, заслуживающий внимания. Точнее копия, подаренная городом-побратимом Брюсселем. Находится она с правой стороны трибунала высокой инстанции, недалеко от старой таможни, я его не отмечаю, пуст для вас будет квест. Название памятника-фонтана вы уже поняли. Писающий мальчик. 
Писающий мальчик

Музеи

Унтерлинден. Открыт ежедневно, кроме вторника, 10:00-18:00, по четвергам до 20:00. Входной билет 13€.
Церковь доминиканцев. Ежедневно, кроме вторника, 10:00-17:00, пятница и суббота до 19:00. Входной билет 6€.
Музей Бартольди. Открыт ежедневно, кроме вторника, 10:00-12:00 и 14:00-18:00. Входнй билет - 5€.
В городе ест еще несколько музеев, но это - основные. 
Кстати, по Лауху вдоль маленькой Венеции катают на лодочках, призывая пассажиров пригибаться, когда проходят под мостом. Путь там недлинный, от моста Тюренна (начало Венеции) до рынка, по прямой. Надо ли? Решать вам.

Карта города


 


Почитать про Эльзас:

Мини-путеводитель по дороге вин Эльзаса. Рибовилле.
Мини-путеводитель по дороге вин Эльзаса. Риквир.
Замок О-Кенигсбург
Дорога вини Эльзаса. Что посмотреть, съесть и выпить.

2 комментария:

  1. Спасибо за великолепный путеводитель. Собираемся в Кольмар. Многое узнал из Вашего поста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошего путешествия по Кольмару и Эльзасу!

      Удалить