Все рождественские ярмарки и похожи друг на друга и отличаются друг от
друга. Различны они по своей атмосфере, каким-то региональным традициям,
местным праздникам, времени проведения. При всем этом есть и нечто общее. Например,
- яркое и красочное оформление павильонов, высокие украшенные елки,
национальная музыка или популярные шлягеры прошлых лет, традиционные зимние
блюда. И, конечно, на каждой ярмарке можно встретить
вертеп, рождественскую
пирамиду и
рождественскую арку-подсвечник. О них и
поговорим, тем более что эти украшения можно встретить и в домах.
|
Рождественский вертеп в Дрездене |
Вертеп
Вертеп, или ясли, изображают сцены рождения младенца Христа в хлеве. Как правило,
фигурки расставляют на фоне модели города Вифлеема.
|
Вертеп на рождественской ярмарке Гамбурга |
В раннем христианстве изображение было гораздо скромнее: только младенец, вол и осел. В средние века появляется уже классическая
картинка: святое семейство в яслях.
В 1223 году святой Франциск Ассизский устроил первое вертепное представление
с живыми людьми и животными. Известно, что впервые в германской культуре
рождественский вертеп был придуман в далеком Боцене в Южном Тироле (сейчас Больцано)
в начале XIII века, правда, живых участников там не было.
|
Вертеп в музее |
Что было потом – история умалчивает, но вот в конце 16 века после Реформации
католическая церковь решила возродить интерес к себе, и было принято решение
показывать в соответствующие праздничные дни сцены из Библии. Особенно это
касалось Рождества и Пасхи. Стали устраивать сценки и спектакли на тему
Рождества и Страстей Христовых.
|
Вертеп в церкви |
По крайней мере, известно, что первый вертеп в современном понятии появился
в Праге в 1562 году. С тех пор каждый год во всех церквях для простых людей так
показывали приход в наш мир младенца Христа.
|
Вертеп в церкви |
В XVIII веке времена переменились и властители, среди которых и императрица Австрии
Мария-Терезия, стали запрещать установку вертепов в общественных зданиях, и они
просто перекочевали в дома.
|
Вертеп на рождественской ярмарке |
Кстати, в тот момент в домах еще не было елок, они появятся только в XIX
веке. Поэтому раньше именно около вертепа собирались семьи, чтобы отпраздновать
рождество и обменяться подарками. Так вертеп стал обязательным украшением
рождественских праздников. И на улицы городов и в церкви он тоже вернулся, но
лишь в XX веке.
|
Фрагмент пути волхвов |
В некоторых городах существуют музеи, посвященные вертепам, например в
Бамберге у собора есть замечательный музей с вертепами разных веков и из разных
стран, в Гюстрове тоже есть Северо-германский музей вертепов.
|
Вертеп в музее. В национальных одеждах. |
Традиционно вертепы остаются в церквях, по крайней мере, до 6 января, дня
Трех Волхвов, когда к стандартной сцене святого семейства в хлеве добавляется
еще и поклонение Волхвов.
Рождественская пирамида
Рождественская пирамида -
наследница древних традиций и обрядов. Говорят, старейшая пирамида появилась на
рождественской ярмарке в 1780 году. В Дрездене, кстати, есть музей пирамид в
Монетном переулке (Мюнцгассе), как раз напротив Фрауэнкирхе, и там представлено
порядка 100 шедевров этого искусства, в совершенно разных формах, которые можно
посмотреть не только во время рождества, музей открыт весь год.
|
Самая высокая пирамида. Дрезден. |
Сами по себе пирамиды
- подставки для
свечей, которые использовались для украшения помещений перед Рождеством. Распространились
они из региона Рудных гор, где горняки зимой стали заниматься резкой по дереву.
|
Пирамида на ярмарке Магдебурга |
Пирамида строится по принципу карусели: на центральный шест крепятся подставки,
на которых уже размещаются фигуры, показывающие разные рождественские сцены и
христианские мотивы. Традиционно пирамиды приходят в движение за счет теплого
воздуха от свечей, который толкает «пропеллер» вверху.
Идея пирамид начинается в средневековье: если на юге Европы развешивали
ветки вечнозеленых растений, чтобы избавиться от нечисти, то на более суровом
по климату севере и востоке пытались бороться с нечистым с помощью света: появляется
идея целого дерева из света.
|
Пирамида в Зайффене |
В 18 веке в Германии стали популярны подставки для свечей в несколько
уровней. В Бранденбургской марке их ставили в церквях перед рождественской
мессой. Это были четыре платформы, увитые зелеными ветками и украшенные
свечами, своеобразная замена елки (которая, опять же, еще не была в ходу).
|
Пирамида в Вернигероде |
Горняки из Рудных гор по-своему подошли к вопросу и стали украшать подставку
фигурками: так уже рождается настоящая пирамида.
Когда появляется дешевый парафин и масляные лампочки, пирамиды начинают
появляться везде. Сейчас большие пирамиды изготовляют на заказ – на
рождественские ярмарки разных городов и деревень. Теперь они только уже давно с
электрическими лампочками.
|
Фрагмент пирамиды. Дрезден. |
Рождественский подсвечник
Рождественский подсвечник в форме арки тоже пришел из Рудных гор. Здесь очень
интересно его горное происхождение: по форме арка напоминает выход из шахты, а
свет в ней – светящее солнце, которое мечтает увидеть каждый горняк. Кстати, до
XX века их делали, в основном, из металла. Только потом стали делать очень
тонкое резное деревянное кружево.
|
Металлический подсвечник на рождественском киоске |
На подсвечниках изображаются мотивы из повседневной жизни горняков и их
семей, христианские сюжеты, и, конечно, Рождество. Очень популярный мотив –
церковь из Зайффена, настоящей столицы искусства резки в регионе.
|
Подсвечники с мотивами из Зайффена |
Сейчас существует также традиция на Адвент и Рождество зажигать такие
пирамиды на окнах домов, причем по всей стране.
|
Украшенное окно |
И, конечно, их ставят на
площадях, причем не только на рождественских ярмарках. Самая крупная арка-подсвечник
стоит сейчас в городе Иоганнгеоргенштадт в Рудных горах, с 2012 года.
|
Арка-вход на ярмарку в Дрездене |
Так что раньше подсвечники были своеобразным символом для горняков, дорогой
к свету из шахты, то сейчас они стали настоящим символом Рождества: ими
украшают ярмарки, дома, кафе, таверны.
|
Арка-подсвечник в Зайффене |
Комментариев нет:
Отправить комментарий