Императорский пфальц
в Госларе - один из наилучших образом сохранившихся дворцов,
свидетельствующих о былом могуществе средневековых правителей Германии.
Вписанный в список культурного наследия он считается самой крупной
сохранившейся постройкой в романском стиле в Германии.
|
Императорский пфальц Гослара |
История
Историки предполагают, что первый пфальц
появился здесь в 1005-1015 годах в правление императора Генрииха II,
обустроившего центр власти рядом с важными рудниками. Современное здание
появляется во время правления императора всех немцев Генриха III, в
1040-1050 годы. В тот же период был построен и собор, от которого
остался лишь портал и паперть (здание разрушили в начале 19 века,
поскольку оно долго находилось в плачевном состоянии).
Из этого
дворца правили разные императоры Германии: и Генрих IV, знаменитый сын
основателя пфальца, оставшийся в истории как зачинщик спора императоров с
папами, который не один век будет сотрясать Европу, бывал тут и Фридрих
Барбаросса и его внук Фридрих II, даровавший городу особые привилегии.
Дворец был важной частью самого существования империи, поскольку
находится рядом с серебряными копями горы Рамельсберг, главным
"кошельком" императоров: только из этого серебра печатали имперские
монеты. История пфальца - это и история
города Гослара,
тесно связанная с его взлетами и падениями. После пожара конца 13 века
дворец перестал играть важную роль в империи, а Гослар получил право
использовать оставшиеся постройки по своему усмотрению. Здесь был и суд и
таможня, в часовне святого Ульрих с конца 16 века долгое время
располагалась тюрьма, а в тронном зале склады. Только в конце 19 века на
волне самоидентификации немцев вновь созданной германской империи
дворец был отреставрирован и частично восстановлен.
|
Вид на гору Раммельсберг |
На что обратить внимание:
Здание дворца длиной 50 метров и
шириной 17 метров возвышается на небольшом холме на южной окраине
Гослара. Раньше здесь был огромный комплекс, в который входили
хозяйственные постройки и несколько церквей.
|
Украшенный флагами пфальц во время съемок документального фильма |
Перед входом в здание стоят
две статуи:
справа император Священной римской империи германской нации Фридрих I
(он же Барбаросса), а слева император Германии Вильгельм I. Обе статуи
были установлены здесь в 1900 году после исторической реставрации здания
дворца.
|
Статуи императоров и брауншвейгские львы |
За императорами стоят две копии
брауншвейгских львов,
дополняющие программную картину видения истоков германского государства
глазами правителей и художников: император-объединитель всех немцев,
"сильная рука" и рыцарь Средневековья и его главный противник
(саксонский герцог Генрих Лев в образе льва), притязавший на Гослар и
его имперские рудники. Хотя, возможно, так интерпретировали примирение в
Госларе внука Барбароссы и младшего сына Генриха Льва.
|
брауншвейгские львы |
Восточный фасад здания. Когда-то
это был парадный фасад дворца. На втором этаже располагался имперский
тронный зал, построенный при
Генрихе III в 1045 году. Тронный зал был украшен окнами и арками,
остальные стороны были заложены наглухо. Связано это было с тем, что в
тот период не существовало возможности "застеклить" каким-бы то ни было
способом окна. Тронный зал использовали в любое время года, за
исключением случаев, когда дул восточный ветер: тогда заседания
рейхстагов переносили на нижний этаж, где было подобное размерами
помещение, полностью защищенное от непогоды, с паровым отоплением,
дававшим зимой температуру до 16 градусов.
|
Романские колонны имперского зала |
Тронный зал.
В настоящее время тронный зал представляет собой главную
достопримечательность дворца. С размерами 47м на 16м это самая крупная
сохранившаяся светская постройка середины 11 века. В период реставрации
конца 19 века здесь были проведены существенные работы по восстановлению
и украшению зала по планам художника Германа Вислеценуса. 68 сцен
рассказывают историю Германии, соединяя в единое целое, вновь созданное
государство со средневековой империей. Тут можно увидеть Вильгельма I в
момент основания Германии и Барбароссу, Генриха Льва и Генриха II,
Генриха IV и Конрада III, Мартина Лютера и других героев истории страны и
города. Много сюжетов связаны с Фридрихом Барбароссой. Тут можно
увидеть и его крестовый поход, и раздел земель между приближенными,
увидеть отношения с могущественным вассалом Генрихом Львом, где от
благодарности до ненависти был, действительно, один шаг. Самый
знаменитый мотив, конечно, - сага о Киффхойзере. Все украшение зала
площадью 600 м2 заняло 20 лет работы. В итоге, сюжеты, словно ковер,
покрывают стены тронного зала.
|
Легенда о Барбароссе |
С северной стороны здания видна более поздняя
пристройка, в которой располагаются теперь музейные службы, а также
выставка по истории строительства и реконструкции дворца.
|
Галерея между часовней и зданием |
Красивое крыльцо, несмотря на парадный и старинный
вид было пристроено при реконструкции 19 века, так же как и галерея,
соединяющая Тронный зал и часовню святого Ульриха.
|
фрагмент часовни святого Ульриха |
Часовня святого Ульриха.
Предположительно часовня была построена в период 1050-1150 годов.
Нижний этаж двухэтажной капеллы спланирован в форме греческого креста, в
то время как верхний этаж - классический восьмерик. На нижнем этаже
расположена перенесенная из собора гробница Генриха III, в которой
покоится сердце императора, спрятанное в позолоченную капсулу. Таково
было желание правителя, который провел здесь более 200 дней своего
правления. Тело же императора упокоилось в построенном им соборе города
Шпеера. Само по себе надгробие уникально, потому что представляет собой
редкий образец пластики 13 века, и одно из немногих сохранивших
надгробий правителя того периода.
|
башня Спящей красавицы |
После основания Германской империи, кайзер хотел
придать императорскому пфальцу в Госларе характер национального
памятника. Поэтому реконструкция проходила с максимальным приближением к
реальности. При этом с южной стороны появилась башня для винтовой
лестницы, которая, по определению могла присутствовать в немецком замке.
Со временем башня получила прозвище "Башня Спящей красавицы", но мало
ли таких башенок в Европе?
|
Серебро Раммельсберга |
На вершине холма перед дворцом стоит огромный кусок
руды, относящийся к 10 подобным скульптурам, выполненным под единым
названием "Посвящение Раммельсбергу". 10 скульптур, разбросанных по
городу, символизируют 10 веков разработки Раммельсберга, его связи с
городом. Отпечаток ладони на каждом камне напоминает нам о тех горняках,
что разрабатывали шахту многие века.
|
Портал собора |
Собор святых Симона и Иуды был построен при Генрихе
III и разрушен в 1819-1822 годах, ввиду полного упадка. Из сохранившихся
частей мы видим портал, украшенный великолепными романскими
скульптурами основателей собора (Генриха III и Конрада II), а также
святых Матфея, Симона и Иуды, над которыми восседает Богородица в
окружении ангелов.
|
копия бронзового трона |
Внутри на паперти видны фрагменты колонн и скульптур,
буквально спасенные из руин, а так же мраморный трон с бронзовой
спинкой, выполненный по примеру ахенского трона Карла великого в 11 веке
и считающимся, нарду с указанным образцом, старейшим троном Германии.
|
Собор в подсветке |
Сейчас в императорском пфальце Гослара располагается
музей. Здесь можно посетить тронный зал, часовню святого ульриха. Проход
с гидом музея организуется каждые 20 -30 минут.
|
Барбаросса и брауншвейгский лев на фоне дворца |
Практическая информация
Часы работы: апрель-октябрь, ежедневно 10:00 - 17:00, ноябрь - март 10:00-16:00.
Входной билет 7,50 евро
Почитать о Госларе и Гарце:
Что такое "пфальц"?
Мини-путеводитель по Гослару.
Мини-путеводитель по Кведлинбургу.
Мини-путеводитель по Вернигероде.
Рождественская ярмарка Кведлинбурга
Рождественская ярмарка Вернигероде.
Рождественская ярмарка Гослара.
Комментариев нет:
Отправить комментарий