Прованс. День 2. Шамбери, Гренобль и дорогой Наполеона. Привет, Мистраль!

Собиралась вести дневник в пути, получились просто обрывочные заметки, которые я писала на клочках бумаги. Жара была неимоверная: в Провансе, да и во всей Европе, аномально жаркая осень. Очень отнимает силы. да и с телефона писать не очень удобно. Тем не менее, продолжим.
День второй путешествия:
Шамбери
Гренобль
Дорога Наполеона (много фото)
Систерон, мистраль и забавные диалоги.
Вид с Бастилии в Гренобле.

Шамбери

Савойская столица была у нас достаточно ранним утром, поэтому ни туристов, ни праздношатающихся прохожих мы не встретили. Только служащие спешили на работу в замок, который и теперь главный административный центр региона, да посетители кафе, наслаждающиеся чашечкой кофе за чтением газет.
Понедельник - не самый удачный день для посещения Шамбери (часть замка, отданная под музей закрыта), но программа была построена так, что отъезд и возвращение должны были быть в определенные дни, да и другие точки на маршруте были нам важнее, поэтому без замка, точнее с его внешним осмотром.
Замок Шамбери.
 Главный символ города, фонтан четырех слонов, а заодно и памятник генералу Буаню на месте, как всегда замыкает перспективу парадной улицы:
Фонтан четырех слонов

Кстати, о значимости этого сооружения, которое в глазах народа в ходе опрос, проведенного несколько лет назад, было названо главной ассоциацией слова "Шамбери", теперь говорит и символ указывающий туристу путь от одной достопримечательности к другой: вот такие слоники:
Слоник - символ Шамбери

Помимо парадного Шамбери есть еще и замечательные старинные улочки и дворики, посетив которые словно перемещаешься во времени в далекое Средневековье. Дворы и пассажи чем-то напоминают лионские трабули, с той разницей, что в Шамбери это пассажи - улицы, а в Лионе - закрытые дворы.
Старинные пассажи

В одном из таких колодцев жил Жан-Жак Руссо во время обучения в университете города. Квартиру оплачивала ему его "маман", мадам де Варанс, о чем сообщается на памятной табличке.
Дом Руссо

Исторический центр Шамбери достаточно компактный. осмотреть его можно за пару часов. Помимо замка в городе обязательно нужно посетить собор. особенно, если не попали в замок. все же город связан с одной из важнейших реликвий христианства, поэтому в соборе выставлена копия туринской плащаницы (изначально она хранилась в Шамбери, в часовне замка), где можно все узнать об этом загадочном артефакте (насколько позволяют современные теории, исчерпывающих ответов нет), увидеть как короли Сардинии и Пьемонта в девятнадцатом веке озаботились вопросом сохранения наследия и демонстрации связей с коренными землями, познакомиться с элементами савойского барокко.
Копия плащаницы в соборе Шамбери
Собственно, завершив знакомство с городом в соборе мы отправились к машине и поехали в Гренобль.

Гренобль

Забавный и интересный город. Интересен он в плане своей многовековой истории, которую можно проследить в музеях города  и во время прогулок по старому центру.
Обязательно надо поехать на "гренобльских пузырьках" (мой вольный перевод  выражения les bulles de Grenoble, которые действительно похожи на пузырьки шампанского) на панорамную площадку на Бастилии. На машине лучше не надо, если у вас не все хорошо с крутыми горками и поворотами, или машина длиннобазная: туда ведет вот такая прекрасная дорога  с уклонов в 30 %.
Дорога на Бастилию в Гренобле

И да, мы по ней ездили. Она не только крутая, но и узкая. В качестве вознаграждения открывается великолепный вид на город и Альпы. Где-то там Шартрез, а вот там начинается дорога Наполеона, а вот туда если, то доберемся в Италию.... Очень красивые виды.

"Гренобльские пузырики" на фоне города
В историческом центре много интересных улочек, площадей, церквей. Гренобль, как и Шамбери, помнит визиты Руссо, но главным "героем" города все же является Стендаль, родившийся и выросший здесь.
Одна из старинных площадей с церковью святого Андрея
Путешествуя по Франции нужно держать в уме цифры: 12-14 и 19-21. Это часы работы кухни в любом ресторане страны (кроме фастфуда, конечно). В этот промежуток времени подают обед и ужин. До и после только кофе, десерты, бутерброды, но ничего горячего.
Поэтому, когда в районе дома Стендаля часы пробили полдень, мы начали поиск еды. Несмотря на дорогие достаточно цены в ресторанах Франции, поесть за разумные деньги здесь всегда можно. Кто хочет, тот найдет. В Гренобле несколько неплохих площадей, на которых сосредоточено много ресторанов, брассри, кафе, так что выбор есть. Кстати, в городе очень хорошее соотношение цена-качество.
Фонтан на площади Гренетт
После хлеба насущного перешли мы к пище духовной. Так уж сложилось, что именно в храмах сохранилось много произведений искусства, связанных с историей города. Собор Богоматери Гренобля - одна из таких церквей. Очень необычный и интересный храм, не оставит равнодушным не только ценителей разных эпох. Рядом с церковью находится интересный музей.
Собор Гренобля и музей

После Гренобля наш путь лежит на юг дорогой Наполена.

Дорога Наполеона

N 85, что в переводе означает "национальная дорога № 85"  и есть та самая дорога Наполеона. Император прошел этим (не думаю, что абсолютно идентичным) путем от Канн, куда он причалил с острова Эльба, до Гренобля, по дороге собирая сторонников. Последние 100 дней императора. Сама дорога привела его в Ватерлоо.
Изначально мы планировали ехать по ней (чтобы от Савойи добраться до Прованса есть не так уж много вариантов: автострада А7  и собственно дорога Наполеона (с небольшим ответвлением от Гренобля на Гап, с частью автострады). Я всегда стараюсь строить маршрут так, чтобы дорога не повторялась: скучно и туристам и нам. Поэтому я выбрала на пути туда N 85, а обратно автостраду. Задачей посетить что-то особенное не было. Просто  едем с остановками: Лаффре, фотопаузы в красивых местах, Систерон. На самом деле по этой дороге можно ехать и дольше, и провести несколько дней (параллельно с нами ехала пара из Голландии, они остались в районе Лямюра, чтобы потом уже продолжить. Красивых городков и деревней много, пейзажи восхитительны.
На дороге много интересных мест, очень красивые пейзажи, поэтому обязательно будет про нее отдельная статья с указанием всех возможных интересных мест, а пока только наши картинки:
Памятник на "Поле встречи" в Лафре

Пересекаем Гап

Приближаемся к Провансу

Прованс, мы в Систероне!
 Систерон - не конечная точка N 85, но для нашего маршрута незаменимая - "ворота в Прованс", "молочно-оливковая граница"... там еще много эпитетов.
Систерон

Систерон, или привет, Мистраль!

Систерон задумывался как городок для "погулять и попить кофе". Сделали, но немного в быстром темпе. И вот почему. Еще во время наших фотопауз поднялся какой-то неприятный ветер. Однажды мне уже довелось, если не сказать, посчастливилось, путешествовать по Провансу в мистраль целую неделю, так что я его узнаю из тысячи. В Систероне это уже был ветрила. Там как раз очень удачный ландшафт: в районе города широкая долина с севера втискивается в ущелье между гор, так что ветер влетает как в трубу, и дальше несется на юг.
когда мы приехали, знаменитый северный ветер уже вымел с улиц большинство горожан, остались только редкие туристы.
Опустевший город
Догуляли мы до цитадели, осели в кафе, согрелись кофе.
Обслуживающая нас дама подтвердила мои опасения:
 - Сильный ветер.
 - Ну мистраль, посмотрите, какие тучи там, на севере.
 - Все-таки он.
 - Да, он. Но вы же знаете правило?
 - И какой день сегодня?
 - Первый.
Вот после таких ответов - полная неизвестность.
Знаменитая скала, возвышающаяся над Дюранс
Правило мистраля таково: он дует или один день, или три дня или девять. Передо мной уже вставали воспоминания, как мы целыми днями показывали замечательным четырем девушкам прекрасный Прованс, а у самих была одна мысль, как можно скорее закрыться в отеле, где стеклопакеты и ты не СЛЫШИШЬ это завывание, которое сопровождает порывы ветра, сметающие все на своем пути. Честно скажу, не хотелось бы повторения. Это только с точки зрения литературы или "повыпендриваться"   - мистраль, это круто. С точки зрения пережить - не самое приятное.
Цитадель Систерона

Я радостно перевела сообщение о такой перспективе всем моим спутникам, а официантка решила перевести разговор в более высокое русло светской беседы и поинтересоваться нашими планами путешествия. Узнав о тех местах, куда мы поедем, она оказалась очень недовольна: "Это все попса и китч! От Прованса настоящего там ничего не осталось!" Единственное, чем я смогла парировать, так это то, что за неделю в регионе надо посмотреть то, что самое-самое, а эти все места давно стали главным магнитом для туристов. Мадам согласилась, сказав "Но вы-то сами знаете же, понимаете!"  Я решила дискуссию не развивать тем, что да, я понимаю, что есть Прованс настоящий, есть Прованс Мейла (который полмира приезжает смотреть), есть Прованс с "три города, которые вы должны посетить в своей жизни", и все это надо как-то соединить. Чтобы было красиво.
генераторы мистраля на фоне Альп
 На этой философской ноте поехали мы ночевать в Динь.